Как и все города современного Закарпатья, Ужгород имеет довольно интернациональную историю. Разные флаги развевались над ним в свое время, пишет сайт uzhhorodski.com.ua. Подробнее об этом читайте в статье.
Сегодня расскажем одну интересную историю о жизни успешного предпринимателя из Сербии – Блажея Якоблевича, который был известным кондитером в Ужгороде в начале ХХ века, а также о его большой семье. Семейными воспоминаниями и фотоархивом поделилась с prozahid внучка Блажея – Гертруда Русин.
Как житель Белграда оказался в Ужгороде
Родился Блажей Якоблевич 27 марта 1872 г. в Македонии. Когда он был маленьким, семья с двумя сыновьями переехала в Белград. Там Блажей вырос, выучился, женился и открыл с братом Александром небольшую кондитерскую фабрику.
Но в 1907 году Якоблевич все бросает и переезжает с женой Иленкой в Ужгород. Никто не знает точно причину такого спонтанного решения, но скорее всего это была попытка начать жизнь сначала, чтобы ничего не напоминало о прошлом. Ведь в семье кондитера случилось страшное горе – они с женой потеряли четырех детей.

Семья смогла оправиться от несчастья и родила уже в Ужгороде еще троих детишек, каждого с разницей в три года. В 1907 году появилась на свет дочь Анна, в 1910 – сын Кристоф, а в 1913 году еще одна дочь Луиза.
Но жила счастливая семья на долго. Через несколько лет после рождения третьего ребенка Иленка умирает. Блажей очень любил жену, но не хотел, чтобы дети росли без матери. Поэтому он снова женится на местной венгерке – Екатерине Ганзо. Детей она приняла прохладно, была с ними часто суровой, даже избивала. Но хозяйство вело безупречно и всегда помогала мужу на работе.
Открытие кондитерской
В 1922 году Блажей Якоблевич получает чехословацкий паспорт. Именно этот документ и стал источником основной информации о кондитере. В паспорте раньше записывали не только фамилию с именем и адрес. Например, в паспорте Блажея Якоблевича было написано еще, что он светловолосый, сероглазый, имеет лысину, светлые усы и «собранные» зубы. Также в паспорте содержалась информация о том, что Блажей женат, проживает в доме номер 28 по улице Варга и работает торговцем конфетами.
Уже опытный кондитер открыл цех прямо позади дома, в котором жил с семьей, в большом длинном помещении. Кстати, сам дом с просторными четырьмя комнатами, большой кухней и ванной он построил собственноручно сразу после переезда в Ужгород, в 1907 году. Тогда улица Варга была почти не застроена. Сегодня на этой территории находится школа №5.
Цех, который гордо называли фабрикой, был довольно большим, светлым и просторным. Блажей очень тщательно относился к чистоте и порядку, требовал всех работников строго соблюдать гигиену и установленные правила.
Якоблевич не был шоколатье, с шоколадом он почти не работал. В основном всю продукцию составляли карамельные изделия – разные виды леденцов. Были конфеты разной формы и разных вкусов: с начинкой и без, в виде малины и земляники, петушки на палочках, конфеты в коробках и на вес. Были также в ассортименте козинаки и любимая всеми детьми сахарная вата. А вот об известном современном шоколатье и его знаменитом торте «Ужгород», читайте в статье.
Процесс производства был не слишком сложным. Главное – разварить сахар. Затем его насыщали вкусами и окрашивали, после чего выливали на специальный стол, постоянно поддерживающий определенную температуру. Было в цехе устройство, похожее по принципу действия на лапшерезку. С помощью различных насадок сладкая патока разрезалась на отдельные конфеты, затем просушивались под специальным вентилятором.

С магазинами Блажей почти не работал. Каждый работник был одновременно и производителем, и продавцом конфет. Сделал, рассыпал в лотки на фирменной коляске и пошел продавать в город. Но чтобы торговать конфетами на улицах и рынках, нужно было иметь разрешительное письмо на реализацию. Несколько таких писем сохранилось до сих пор. В них даже было указано разрешение не только на продажу конфет, но и мороженого. Но информации какой именно и по какой технологии в кондитерской Блажея Якоблевича делали мороженое, нет.
«Сладкое» наследие
Когда именно умер сербский кондитер неизвестно, примерно в 20-х годах ХХ века. Дела перешли в руки жены Екатерины. Но через некоторое время она устала и передала руководство цехом пасынку Кристофу и переехала в Дебрецен.
Старшая дочь Блажея Анна к тому времени уже вышла замуж и уехала жить к мужу. В большом родительском доме остались жить младшая сестра Луиза и сын Кристоф. Они так и не создали собственные семьи, хотя желающих видеть их в роли своей второй половины было немало. Все в городе знали успешную и прибыльную кондитерскую, и каждый хотел поближе к семье Якоблевичей.

Но ни один из наследников не горел так кондитерским делом, как их отец. Луиза проводила часы за мольбертом, обожала рисовать и проводить время в художественных кругах.
Кристоф ушел на фронт во время Второй мировой войны, а когда вернулся, оказалось, что фабрика большее не принадлежит их семье. Как это случилось, никто не знает, потому что никаких официальных документов не было. Кристофа, как и других работников, не выгнали с фабрики, они продолжали делать и продавать конфеты.
Но в конце 40-х годов все же цех закрыли. Все оборудование переместили на макаронную фабрику, а затем на Мукачевскую кондитерскую фабрику.

Чуть позже снесли цех, дом не трогали только потому, что некуда было переселить его жителей. В 1956 году рядом построили школу. Вышло так, что дом Якоблевичей стоял прямо посреди школьного двора. И только год спустя местное управление все же выделило семье квартиру, а старый дом снесли. Остался только подвал, очень добротно и качественно был сделан. Много лет он служил складским помещением и «зимним» садом для цветов.
Судьба первой дочери кондитера
В отличие от своих брата и сестры, первая дочь Блажея – Анна – довольно быстро устроила личную жизнь. В 1933 году она вышла замуж за гражданина Австрии Франца Штейнера, который вместе с мамой приехал в Ужгород и открыл несколько магазинов с разными бытовыми товарами.
Брак можно было назвать удачным. Пара прожила счастливых 10 лет, за которые родилось четверо детей. Успешный бизнес, свой автомобиль, квартира в престижном районе.
Но всему этому пришел конец в 1944 году. Франц как настоящий австриец симпатизировал немцам, поэтому при возможности помогал им чем мог. Как-то стало известно, что он вывез нескольких немецких солдат в Венгрию, за что и был сурово наказан. Франца отправили в тюрьму, которая находилась прямо во дворе, где находился их дом. Поэтому Анне иногда даже удавалось перекинуться парой слов с мужем через забор. Франц уже ожидал, что его скоро отпустят и он вернется в семью, но его приговорили еще к 10 годам и отправили в Караганду, где он и встретил смерть в 1948 году.
Анна продолжала преданно ждать мужа, не зная, что он погиб еще много лет.

За все это время она получила от любимого единственное письмо, в котором он обещал скоро вернуться и привезти детям в подарок маленького ягненка.
Женщина постоянно испытывала травлю со стороны работников КГБ, ее с детьми выгнали из квартиры и постоянно угрожали тюрьмой и лагерями. Анна даже почти не рассказывала детям об их дедушке и отце, которые смогли даже а таких сложных условиях стать успешными предпринимателями.
И только в 90-х годах XX века потомкам Франца Штейнера удалось добиться реабилитации и оправдания своего несправедливо осужденного и замученного отца. Ведь оказалось, что он никогда не переправлял немецких солдат, а просто помогал собирать теплые вещи для отправки на фронт.